ОФИЦИАЛЬНЫЙ ДИЛЕР ЗАВОДА FAW В РОССИИ             

                                        +7 (495) 502 - 49 - 49                                     

 

                          FAW logo 2

"Чтобы стать успешным, бизнес должен быть у Вас в сердце, а сердце-в бизнесе"

С полной версией обзора можно ознакомиться в журнале "Рейс" за октябрь 2013 года.

Журнал «Рейс»

Николай Мордовцев, зам.главного редактора

Российским перевозчикам долгое время не было особого смысла отслеживать изменения в модельной гамме грузовиков FAW. Между тем за последние шесть - семь лет в Россию оказалось завезено довольно много тяжелых самосвалов FAW двух поколений, а теперь начинаются поставки и самых современных – семейства J6. Знакомимся с новыми трех-и четырехосными самосвалами марки.

В середине 2000-х только ленивый не завозил  в Россию китайские самосвалы.  Причем уже тогда одной из самых авторитетных и надежных  марок становилась именно FAW, и это несмотря на то,что в тот период  ввоз этих грузовиков практиковался в большей  степени серыми» дилерами. Отсюда возникали проблемы соснабжением запчастями, обслуживанием и ремонтом автомобилей. В 2007 году было открыто представительство FAW в Москве – создано дочернее предприятие ООО «ФАВ – Восточная Европа», которое и занимается продвижением марки. За  это время было  только  официально  ввезено около 3500 тяжелых  грузовиков FAW, в 2012 году – свыше 650 автомобилей. В России  неоднократно предпринимались попытки наладить сборку различных автомобилей FAW. Можно вспомнить совместное  предприятие FAW с российской компанией «Ирито» по сборке грузовиков и джипов в подмосковной Гжели или сборку самосвалов на Алтае, в Бийске. Многообещающим был проект ЗАО «Автомобили и моторы  Урала» из Новоуральска – там планировалось выпускать  до 10 тысяч грузовиков ежегодно, в том числе и  трехосных 6х4 самосвалов АМУР-633110 полной массой 37,5 тонны. Эти машины во многом аналогичны самосвалам FAW серии J5P, модели CA3252, и было даже выпущено какое-то количество таких автомобилей  – вроде бы, около сотни. Года четыре назад со сборкой  грузовиков FAW был связан и проект реанимации автозавода имени Лихачева.

Сейчас все самосвалы FAW, реализуемые в России, только китайской сборки, причем продаются и прежней серии J5P, и самые современные J6. Причем, J5 и J6 - это модели кабины, но названия самосвалов  FAW сложно даже прочитать, а не то что  запомнить. Поэтому трехосные самосвалы FAW модели CA3250P66K2T1E4 будем условно называть FAW J6 6х4, а четырехосные FAW CA3310P66K24T4E4 – J6 - 8x4. FAW J6 6х4 имеют полную массу 35100 килограммов при снаряженной массе 16140 килограммов, а FAW J6P 8x4 – полную массу до 18960 килограммов. Кузова и самосвальные установки китайского производства, гидрооборудование – HYVA. Самосвалы были предоставлены компанией «Китайские Грузовики+», которая работает уже более семи лет, официальным дилером  ООО «ФАВ – Восточная Европа».

Двигатель

Китайцы говорят, что моторы FAW разработаны именно их специалистами, хотя у компании есть и моторный завод, где выпускают  лицензионные двигатели Deutz BF4M1013 и  BF6M1013. Кроме того, есть информация, что к разработке целой гаммы моторов для FAW, от среднего литража до «больших» двигателей, причастна известная инжиниринговая австрийская  компания AVLLISTGMBH. Услугами AVL пользуются практически все европейские моторостроители, но не все об этом говорят,  хотя это все равно что «знак качества».

На самосвалах  FAW J5, поставляемых в Россию, в основном устанавливали только рядные «шестерки» FAW модели CA6DL2-35E3 объемом 8,6 литра, с настройкой мощности 350 л.с. при 2100 об/мин и моментом 1500 Н.м при 1300-1500 оборотов. Причем  этот же мотор ставили на самосвалы и 6х4, и 8х4. Теперь на трехосных  и четырехосных самосвалах FAW J6 применяется  два мотора – разного объема и разной мощности. На машинах J6 6х4,стоит тот же 8,6-литровый мотор, но модернизированный – CA6DL2-37E4 мощностью 370 л.с., а главное– уровня Евро-4. Все моторы  FAW Евро-4 оснащены впрыском водного раствора мочевины – системой SCR, то есть с AdBlue. На четырехосниках J6 - 11-литровый FAW CA6DM2-39E4 мощностью 390 л.с. и моментом 1750 Н.м. На седельных тягачах FAW этот же мотор  имеет  большую  настройку мощности – 420л.с. и 1900Н.м. То есть это совершенно европейский уровень мощности для дизелей сопоставимого объема.

В чугунном  блоке   дизеля FAW CA6DL2 установлены мокрые  гильзы, что хорошо при  ремонте поршневой группы. Поршни, видимо, цельноалюминиевые, с залитой  термокомпенсирующей стальной вставкой и чугунной для поршневых компрессионных колец. Размерность – 112х145мм, то есть моторы очень длинноходные. Крышки коренных подшипников выполнены в общей отливке – это так называемая «рама», – причем  в ней сделан канал маслозаборника насоса. Головка блока единая для всех цилиндров, тоже чугунная, с четырьмя клапанами на цилиндр.  Распредвал установлен вблоке, привод ГРМ – шестернями заднего расположения. Однако все преимущества этой компоновки ГРМ не использованы: отбора мощности для привода гидронасоса  самосвальной установки здесь нет. Топливная аппаратура самая современная, обеспечивающая экономичность CommonRail. Других систем китайцы теперь не признают, причем натабличке ТНВД написано «мade by Bosch», то есть сделано при содействии или  при участии Bosch, но это совсем не то,что категоричное «мade in Bosch»…Видимо, насос и форсунки изготовлены в Китае. Хотя специалисты «ФАВ–Восточная Европа» утверждают,  что разработка и производство топливной системы – полностью Bosch, а компоненты сделаны на разных заводах немецкой компании. Рейка и форсунки – в Чехии, а ТНВД – в Японии. Только «электронный мозг»  китайский, но все равно «бошевский».

Турбина с надписью Holset,  отлитой на корпусе. Помниться, в момент, когда «европейцы» переходили на Евро-4, начинали находить применение ТКР с электронной регулировкой направляющего аппарата,  а делал их именно Holset. Такие  турбины не только обеспечивали более пологую  кривую на графике протекания крутящего момента, но еще и  способствовали уменьшению вредных выбросов  в атмосферу.  Здесь же турбокомпрессор без всяких регулировок, что проще и надежнее. Holset – английское  подразделение  Cummins,  специализирующееся на выпуске ТКР, но этот сделан в Китае на  моторном заводе Dong Feng. Турбины Holset кроме  самого Cummins  и Dong Feng применяют Scania, IVECO, «КАМАЗ» и другие производители дизелей.

В прошлом году специалисты FAW говорили, что с 2013 года в Россию будут поставляться самосвалы  с моторами большего объема  и большей мощности. Ходили слухи, что это 12-литровые двигатели Volvo D12 мощностью 420л.с., Евро-4, снятые шведами с производства, но которым китайцы дали вторую жизнь. Однако в российском представительстве Volvo Trucks этого ни подтвердить, ни опровергнуть не смогли…  Между тем 11-литровый дизель FAW CA6DM2-39E4 конструктивно близок именно  к этому шведскому мотору. В частности, в пользу этой версии говорит  расположение распредвала в головке,  но размерность мотора иная  –123х155мм, а не 131х150 миллиметров.  Кроме того, мотор оснащен системой Common Rail, а не электронно управляемыми насос-форсунками. Так что скорее всего китайцы, вместе с AVL, просто взяли за основу  Volvo D12 и очень глубоко, а главное – творчески  переработали  легендарный двигатель. А может  быть, это полностью их разработка. Похоже  FAW не применяет отсылку  к «технологиям» ведущих европейских производителей. Затоговорят, что кольца, поршни и коленвал европейского производства, что есть эффективный моторный тормоз и отбор мощности на 1200 Н.м от шестерен ГРМ. Навеска  на обоих моторах схожая. В приводе водяного насоса, генератора и компрессора  кондиционера – поликлиновый ремень: длинный и широкий, но должно быть, надежный. На самосвалах  FAW удачно скомпонованы радиатор системы охлаждения,  теплообменник иинтеркулера и кондиционера. Здесь они установлены последовательно, друг за другом, прямо за панелью облицовки, обычно же для радиатора кондиционера выискивают другие места. Чаще всего его размещают под полом кабины, в правом переднем углу, где соты быстро забиваются грязью. Сами  радиаторы установлены достаточно высоко – бачки  выше нижней кромки бампера. Это сразу видно – во всяком случае, лезть под самосвал с рулеткой  для замеров уже не хотелось. Интересно,  что 11-литровый мотор выше,чем двигатель 8,6 литра, и у них по-разному установлен расширительный бачок. На  более мощной машине его смонтировали не под облицовкой, а за кабиной.

Воздушный фильтр  двухступенчатый, с двумя  последовательными, но в разных корпусах бумажными элементами. Один  побольше размером, другой, который находится под кабиной, –поменьше.Такая  система очистки воздуха должна быть не менее эффективной, чем с применением циклона и сбережет поршневую группу при работе на запыленных дорогах.

Глушитель – «чемоданного»  типа, полностью сварен  из нержавейки. Но ничего удивительного в этом нет – для моторов уровня  Евро-4 с применением  AdBlue подругому и быть не может. Времена,  когдав место заводског оглушителя можно  было приладить огнетушитель или ресивер, уже прошли… Однако,  похоже,   китайцы не знают, что даже на самосвалах с двигателем Евро-6 глушитель можно поставить вертикально, за кабиной, поэтому  надо следить, чтобы нерадивый шофер  не выдрал дорогостоящий агрегат где-нибудь  на стройплощадке. Очень своеобразно  сделано переключение отработавших газов на подогрев днища кузова: на  выхлопной трубе глушителя надо открутить три болта и перевернуть особую заглушку, потом все закрутить в обратной последовательности. Несамый удобный  способ, но надежный.

Абы какое масло  в двигателях самосвалов  FAW применять не стоит: экономия может встать боком. В сервисных центрах используют полусинтетическое  энергосберегаю-щее масло Shell Rimula Energy Saving вязкостью 10W40, API CI-4, CG-4, CF-4, с одобрением MAN, Renault, MACK, Mercedes-Benz, Volvo. Одно  только непонятно, почему его предписано менять через 10 тысяч километров, причем не только  на самосвалах,  но и на седельных  тягачах FAW… Это минимум вдва раза чаще обычного.

Трансмиссия

Оказывается, кроме 9-ступенчатых лицензионных американских коробок передач Eaton Fuller, которыев КНР носят название  Fast Gear и изготавливаются компанией Shaanxi, коробки для тяжелых грузовиков еще делает и сам FAW. Причем на FAW J5 6х4 ставили коробку с 9-ю передачами, а на FAW J6 уже есть выбор. На самосвалы 6х4 устанавливают или  10-ступенчатую FAW CA10TA160M, или 12-ступенчатую Fast Gear 12JSD160T. Судя по обозначению, все они  рассчитаны на работу с двигателями,  имеющими крутящий момент около 1600 Н.м. Коробка FAW не синхронизирована, а вот Fast Gear уже с синхронизаторами. На FAW J6 8х4 тоже может быть установлена  или коробка FAW CA12TAX190M (уже12-сту- пенчатая), или FastGear12JSD180TА. Все они выдерживают момент 1800-1900 Н.м (три  последние цифры обозначают величину момента  двигателяв кгс.м). Напомним, по конструкции все КП серии 9JS схожи. Основная коробка сделана 4-ступенчатой,  далее количество передач увеличивает в два раза пристыкованный сзади  планетарный понижающий редуктор-демультипликатор, и еще есть самая низшая ступень – ползучая, «черепаха». У FAW 12-ступенчатая коробка  сделана из шести ступенчатой, но тоже с демультипликатором, передаточные  числа от 15,5 до 1,00. Эта КП должна быть лучше прежних. Интересная особенность конструкции китайских  коробок – два горизонтальных промежуточных вала. Поток мощности с первичного вала раздваивается на промежуточные валы и соединяется на вторичном вале, и дальше  передается на демультипликатор. Благодаря двум  промвалам меньше нагружены подшипники и зубчатое  зацепление шестерен, и есть возможность сделать коробку несколько короче.  Еще одна особенность – в коробке нет подшипников  качения  между шестернями и вторичным валом,то есть каких-то иголок и роликов. Есть только широкие бронзовые втулки, которым достаточно смазки разбрызгиванием. Поэтому на коробках  FastGear нет масляного насоса, и она не боится масляного голодания.   Другая особенность этих КП: в основной коробке нет синхронизаторов – вилки передвигают блокирующие муфты, как это было сделано на несинхронизированных коробках  ГАЗ-53. Однако все же один синхронизатор в этой коробке есть – большой, в механизме управления  демультипликатором. Между тем в сервисном  центре компании «Китайские Грузовики+» довелось увидеть разобранной коробку передач FastGear 9JS135Tс самосвала FAW 2007 года выпуска. Интересно,  что шестерни  на вторичном и промежуточных валах прямозубые, то есть надрывный стон от этой КП должен стоять хороший, но приэтом  у нее, оказывается, все же есть синхронизаторы. Сейчас же поставки китайских тяжелых  самосвалов в Россию  с синхронизированными КП подают как величайшее достижение автопрома КНР.  Откуда же тогда взялась эта коробка? Все-таки к9-ступенчатым коробкам Fast Gearв России были нарекания по легкости переключения передач.  Казалось бы, коробки одинаковые, а на  машинах одной марки передачи переключаются вполне нормально, а на других – нет. В прошлом году во время знакомства с FAW J5 6х4 передачи здорово  трещали, а вот на аналогичном трехоснике FAW  J6 уже переключались  легко… Наверное,  неспроста на седельные тягачи FAW J6 ставят  немецкие 16-ступенчатые коробки ZF. Есть изменения и в механизме  управления коробкой. Если на самосвале FAW J5 применялась система тяг и рычагов, как на CAMC и IVECO LingYe,тона FAW J6 китайцы стали использовать жесткую тягу, как на Shaanxi или MANF2000, DAFCF. Между тем говорят,  что ранее на FAW использовали тросы… А ведь, казалось бы, эволюция привода должна идти в обратном направлении: вершиной являются тросы,  еще выше – только электронноуправляемые механические коробки. Так что не удивляйтесь, когда увидите дыру в тоннеле кабины J6, как на КАМАЗе 1976 года. Причем  неважно, какая на FAW стоит коробка. Схема переключения тоже изменилась: теперь применяется 1Н с клавишей, шевелить рычагом  для переключения диапазонов демультипликатора ненужно.

На современных самосвалах  FAW применяется однодисковое диафрагменное сцепление оттяжного типа диаметром 430мм. В спецификациях пишут Yidong 430 – это китайский аналог немецкого Sachs MFZ430. Есть дилеры, которые при ремонте самосвалов FAW предлагают поставить «чистокровное» немецко еизделие.

На самосвалах FAW J5–и колесной формулой 6х4, и 8х4–почемуто устанавливался передний кардан с подвесным подшипником, который доставлял нашим перевозчикам проблемы. Ушлые перевозчики приспособились устанавливать какой-то импортный одинарный кардан,   более простой и надежный.  Элементарный способ увеличения ресурса не остался незамеченным китайскими инженерами – теперь на самосвалах «подвесного» нет. Главная передача на мостах FAW разнесенная –со ступичными планетарными редукторами, в спецификациях пишут:  hub-reduction. Это  самая правильная самосвальная конструкция, которая позволяет серьезно разгрузить полуоси  от крутящего момента и увеличить дорожный просвет под  картерами  ведущих мостов. Конечно же, есть межосевая и межколесные  блокировки дифференциалов. У мостов FAW четыре варианта передаточных чисел: 5.13;5,73;5,77 и 5,93. На  самосвалах FAW J6, поставляемых в Россию – не важно трехосных или четырехосных – используются одинаковые редукторы с числом 5,77, что  пока хорошо для унификации, уменьшения проблем со снабжением запчастями. Раньше на крышках  планетарных ступичных редукторов ведущих  мостов была «единица  с крыльями» – тогда говорили, что  это лицензионные мосты Steyr. Эти мосты в конце 2000-х применялись на тяжелой  дорожной серии грузовиков «Урал», и на них были проблемы с редукторами. Позже китайцы   модернизировали мосты, и поломки прекратились.  На крышках  планетарных редукторов мостов  FAW J5 и FAW J6 логотипов нет, и по чьей лицензии делают их – неизвестно. Есть версия, что это мосты MAN–во всяком случае, их литые стальные балки очень похожи. В отличие от Dong Feng или «Северного Бенца»–Beifang-Benchi искать в России самосвалы - вездеходы FAW будет бесполезно. Официально они к нам непоставляются,  и этим FAW проигрывает конкурентам.

Ходовая.

Как и у всех китайских производителей тяжелых самосвалов, рама у FAW двойная вовсю длину – лонжерон  в лонжероне. Высота профиля по всей длине 320 мм, полки по 90 мм,толщина каждого из лонжеронов по 8 миллиметров, кроме того,есть дополнительные усилители, а самосвальный кузов установлен через толстые стальные боковые пластины. Рамы в подобном исполнении предназначены для наиболее тяжелых условий эксплуатации. На задней траверсе, оказывается, есть  фаркоп. Однако размером и, соответственно, потенциально выдерживаемой нагрузкой он не порадовал – это буксирное устройство в большей степени предназначено для вытаскивания застрявшего автомобиля (и то – застрявшего неглубоко и негруженого),а вовсе не для работы с прицепом. Впереди тоже есть буксирное приспособление, но не один или два крюка на лонжеронах, а петля со шкворнем на траверсе №1. Довольно солидно, но что бы добраться до «буксирки», надо выкручивать какие-то винты с лючка номерного знака.

В сравнении с FAW J5 на«шестом» всеже разобрались с декларируемой нагрузкой на оси самосвала. Раньше в одних спецификациях писали, что на переднюю приходится 7,0 тонн, в дру- гих–от 7200 до 7800 килограммов, тоже самое касается задней тележки: суммарно до 29700 килограммов или до 32тонн. Теперь при условии, что у трехосника полная масса 35100кг, а у 8х4–42600кг,на передние оси отведено 7,5 тонны, а на тележку – 27,6 тонны. Но посчитайте - эти цифры не стыкуются, то есть у мостов заложен запас по несущей способности, говорят, что до 16тонн. Однако китайцы все же не приветствуют перегруз, это видно и по наклейке на одном и их кузовов: на рисунке перечеркнут кузов, загруженный с горкой. Между тем у многих «китайцев» естьи 9-тонные управляемые оси. В конструкции ходовой  четырехосных самосвалов  FAW J5 на каждой рессоре управляемых мостов было установлено по дополнительной серьге. Они нужны, чтобы увеличить ход подвески, в частности – вниз. Размер дополнительной серьги около 100мм – практически это  в чистом виде увеличение хода. Что-то  подобное довелось  увидеть в 2008 году на презентации нового поколения самосвалов Mercedes-Benz Actros Bau, именно на четырехоснике. Однако при  эксплуатации самосвала 8х4 на нормальных дорогах дополнительное сочленение  в подвеске только создает проблемы с обслуживанием. Наверное, поэтому на FAW J6 такой подвески уже нет. Зато появилось по паре крыльев над колесами  второй управляемой  оси 8х4, раньше их небыло вообще. Подвеска самосвалов  FAW J6 практически не изменилась посравнению с J5: впереди пакет из 10 листов шириной 90мм, а сзади, на балансире – 12листов. Как и на всех китайских грузовиках, причем  вне зависимости от грузоподъемности, передние рессоры соединены с кронштейнами через пальцы и серьги, требующие своей порции смазки каждые 4-5 тысячкилометров, а то и чаще. Ступицы заднего балансира вращаются не на бронзовых втулках, как это было  на самосвалах FAW прежних  поколений, а на огромных сайлентблоках и поэтому в смазке не нуждаются.  Сделано очень даже по-европейски, вроде не хуже, чем у MAN, Mercedes-Benz или  Volvo, но все же «гложет червь сомнения»  –на- сколько надежен окажется китайский аналог.В штангах задней балансирной подвески шарниры тоже выполнены на сайлентблоках, и потому обслуживать их ненадо. А для  уменьшения кренов груженого  самосвала на переднем и заднем мостах установлены мощные стабилизаторы поперечной устойчивости. У передних  амортизаторов применяется редко встречающийся на тяжелых грузовиках вариант крепления штока – штырем с гайкой, с двумя круглыми резиновыми подушками. Так крепились передние  амортизаторы на«Волгах», «Жигулях» и «Москвичах», и, как известно,  на них приржавевшую гайку открутить бывает очень сложно.

Времена, когда кабины китайских самосвалов через год - два эксплуатации покрывались пауками  ржавчины,уже впрошлом.Да и то те грузовики ввозились по хитрым серым схемам, и неизвестно,  где и для каких рынков их собирали. К качеству покраски у таких лидеров, как FAW, особых  претензий нет. Понятно, что пока бессмысленно ждать от китайцев оцинковки панелей кабины,  зато на всех их автозаводах давно  введено катафорезноегрунтование. Такая технология позволяет металлу долго сопротивляться ржавчине. Кроме того, на кабине тогоже FAW J6 много пластмассовых деталей, которые вообще  нержавеют. Причем китайцы быстроучатся – не зря их специалисты ездят по всем европейским выставкам, высматривают все новинки.К примеру, год назад на FAW J5 мы отметили, что неплохо было бы подстраховать пластмассовыми подкрылками колесные арки, а на FAW J6 локеры оказывается уже стоят. «Шестой»стал еще более современным грузовиком, и это видно не только п окабине.

Видеогалерея

Спецпредложения

сертификат FAW

сертификат 2014

SertifikatServis